поиска на warning.dp.ua
  

 

Религиозная безопасность

Взаимоотношения с религией мы рассмотрим тоже только с точки зрения личной безопасности. Для начала — немного статистики. На территории России на конец 1995 года зарегистрировано около 12 тысяч различных религиозных объединений, относящихся более чем к 40 конфессиям. Российский закон „О свободе вероисповедания“ сделал очень непростой задачу выделить среди зарегистрированных общин именно сектантские, но можно предположить примерный порядок цифр, если во Франции около 800 сектантских организаций, в британии — около 2000. Немецкие исследователи подсчитали, что „новым богам“ молятся у них более 2 миллионов немцев.

Известно также, что секта Муна (одна из самых могущественных в мире) имела своих представителей более чем в 50 городах России. По западным оценкам только в Москве и Санкт-Петербурге в неё входило около 20 тысяч человек. По тому, как бесцеремонно ведут себя проповедники из различных стран в России с ее тысячелетней христианской традицией, можно сделать вывод о том, как они на самом деле относятся к чужой вере и истории.

    РАЗНООБРАЗНЫЕ  СЕКТЫ  МОЖНО  РАЗДЕЛИТЬ  НА  НЕСКОЛЬКО  ОСНОВНЫХ  ГРУПП:

  • зарубежные протестантские течения (особенно многочисленны — американские);
  • экзотические секты нетрадиционного („восточного“) толка — как зарубежные, так и российские;
  • „новые религии“ — выдающие себя за „улучшенные“ традиционные конфессии (в том числе и „улучшенное“ Православие) или удачное соединение всех конфессий;
  • небольшие оккультные группы, связанные как правило с экстрасенсами, магами, колдунами и т.д.
  • сатанисты.

Безобидное вроде бы событие — визит в секту из любопытства — чаще всего быстро превращает жизнь человека в экстремальную ситуацию. Прекрасно отработанная методика управления человеком приводит его к потере воли и полной смене интересов. Выйти из секты невероятно сложно, очень часто такие попытки кончались самоубийствами или психическими заболеваниями. Считается, что время, отпущенное для того, чтобы успеть уйти — около полугода. Но как и в защите от большинства других опасностей, лучшими мерами здесь можно считать превентивные.

    Чем отличаются секты от мировых религий?
    Специалисты обычно называют несколько основных признаков:
  • жесткая внутренняя организация; причём личная подчиненность становится заметна члену секты далеко не сразу — в конечном счёте верующим начинает руководить не бог, а тот, кто говорит от имени бога; кстати, обычно и полная структура секты известна далеко не всем, кто в неё входит;
  • личный культ главы секты: как правило, он называет себя единственным, кому открылась истина; под псевдонимом Мария Дэви Христос объявила себя „Богом живым“ и матерью Вселенной (!) глава юсмалиан Марина Цвигун в 1993 году; официальное самоназвание главы японской секты „учение истины Аум“ — Его Святейшество Преподобный Учитель Сёко Асахара; даже мало кому известные „пророки“ не обделяют себя званиями — так некий Эль Оахим Моношес скромно представляется Магистром Вселенского Сознания и т.д.;
  • мировые религии проповедуют объединение людей, секты — резко их разъединяют (часто прикрываясь, разговорами о всеобщем братстве), причём „чужими“ объявляются не только остальное человечество, но и близкие: семьей сектанта становятся только его единомышленники, а в некоторых сектах злейшим врагом объявляется мать и даже давно умершие родственники;
  • обширные экономические требования к рядовому члену секты; при разговорах о бесполезности материальных благ как-то всё же получается, что человек несет в секту своё имущество (а то и чужое) или работает на секту: иногда это навязывание прохожим литературы или билетов на религиозные шоу, иногда — проституция, а в секте Муна — была даже бесплатная работа в его своеобразных „колхозах“ и на заводах. В 1995 году германские, например, „учителя“ только за счёт продажи рубашек со своего тела и других носильных вещей получили свыше 18 миллиардов марок.

Очень интересна психофизическая техника воздействия на людей, которой пользуются сектанты. Например, такой приём как „бомбардировка любовью“ (у Муна): человека, по неосторожности давшего доброжелательному проповеднику свой телефон, буквально забрасывают предложениями прийти на встречи, семинары и т.д. И если он приходит, его бомбардируют комплиментами, окружают плотной стеной внимания и любви. Сердце оттаивает, и в него легко закладываются первые „уроки“.

Часто „истины“ вкладываются в психику человека, предварительно обработав его организм многодневными постами и недосыпаниями, изнуряющими упражнениями — „пластическими молитвами“ или „медитациями“. Есть сведения, что некоторые секты пользуются гипнозом и не совсем ещё ясными механизмами, которые точнее всего назвать программированием людей. Есть и такие, которые в ритуалах используют наркотики и другую „химию“. Ставшие известными в 1996 году преступные методы секты „Аум Синрикё“ можно считать типичным вариантом.

Традиционная сектантская техника — религиозные шоу. За святое воодушевление здесь выдаётся знакомая любому диск-жокею психофизическая реакция на простые приёмы управления толпой (совместное скандирование, громкие комплименты залу, общее раскачивание, взявшись за руки, воздействие звуком и светом и т.д.). Часто одновременно с пастырем на сцене, зал обрабатывают его соратники, которые ведут уже индивидуальные беседы со зрителями и договариваются о следующей встрече.

Как защитить свою волю и имущество от сект?

Не рискуя давать советы в таком специальном вопросе, предлагаю сокращенное изложение техники религиозной безопасности, предложенной деканом Православного университета диаконом о. Андреем (Кураевым). Разумеется, советы обращены в первую очередь к русскому (в частности — православному) читателю, но многое здесь полезно для представителя любой другой мировой религии.

ПРАВИЛО  ПЕРВОЕ. Навсегда запомнить, что духовность — слово двуликое. Высоцкий пел: „не все то, что сверху — от бога“. Не все то, что говорит о духовности, ведет к богу. Не все религиозные пути приводят к добру.

ПРАВИЛО  ВТОРОЕ. Если вы ещё не нашли в себе решимости или внутреннего опыта, необходимых для вхождения в серьёзную религиозную жизнь — всё же сделайте свой выбор. (Например — „Если я приду к вере, то это будет Православие“ или „Я буду мусульманином“, „Я буду католиком“). Сразу при этом скажите себе, во что вы верить не хотите. Может пройти не один десяток лет, но если вы, например, решили (даже не из-за богословских аргументов, а просто в силу семейной или национальной традиции), что вы будете православным, все эти предстоящие годы вы сможете защитить себя от навязчивых предложений сектантов.

ПРАВИЛО  ТРЕТЬЕ. Если с вами говорят о вере, сразу просите своего собеседника внятно представиться. Не удовлетворяйтесь названием (типа — Церковь Христа, Церковь объединения, Новая Святая Русь и т.д.). Если перед вами „просто христианин“ — просите чётко высказать своё отношение к Православию, иконам. Так вы защитите свою свободу выбора и избежите прямого обмана: очень многие проповедники как раз хотят, чтобы поначалу вы и не заметили, что вам предлагают отречься от традиционной веры своего народа.

ПРАВИЛО  ЧЕТВЕРТОЕ. Сектанты часто прикрываются светскими названиями и целями. Будьте особенно внимательны, если вас приглашают на БЕСПЛАТНЫЕ курсы английского языка: очень вероятно, что вам будут просто читать по-английски библию или книгу Мормона. Другое любимое прикрытие — „экологические форумы“, школы общения, семинары по духовному самосовершенствованию и т.д. Оккультизм Штейнера, например, называет себя гуманитарным движением „Новый акрополь“, а секта Муна (называющаяся, кстати и сейчас — „Ассоциация Святого Духа по объединению мирового христианства“ — хотя специальная комиссия Национального совета церквей США ещё в 1975 году сделала вывод, что учение Муна не имеет отношения к христианству) любила организовывать педагогические семинары.

ПРАВИЛО  ПЯТОЕ. При разговоре с проповедником старайтесь выяснить не только то, что есть общего у его веры с другими конфессиями, но и отличия. Если различия незначительны (проповедник может это сказать), то зачем из-за них отделяться от всей Церкви? Помните французскую поговорку „Дьявол прячется в мелочах“.

ПРАВИЛО  ШЕСТОЕ. Выслушать не только одну сторону, если аргументы некоего проповедника показались вам убедительными. Когда Вам говорят, что библия запрещает писать иконы и молиться за усопших родителей, найдите священника или человека, осведомленного в основах православного богословия. Не полагайтесь на неполные знания.

ПРАВИЛО  СЕДЬМОЕ. не судите о той или иной конфессии только по рассказам о недостатках её служителей. Сравнивайте не грехи людей, а основы вероучений.

ПРАВИЛО  ВОСЬМОЕ. не считайте разговор о вероучительных отличиях проявлением „религиозного фанатизма“ или „нетерпимости“. Не покажется же вам носителем тоталитарного сознания философ, разъясняющий, чем учение Канта отличается от философии Ницше.

ПРАВИЛО  ДЕВЯТОЕ. Когда вам будут говорить, что Учитель такой-то нашел пугь к объединению всех религий, обратите внимание на то странное обстоятельство, что проповедуя объединение, людей почему-то ведут прежде всего к обособлению и разделению. Умейте замечать скрытую цель — вырвать вас из привычной религиозной среды.

ПРАВИЛО  ДЕСЯТОЕ. Признайте за каждой религиозной общиной право самой определять свои собственные границы. Если Папа Римский объявит какое-то учение выходящим за рамки католичества, не считайте, что вы лучше знаете католичество, чем Папа и не беритесь с ним спорить. Если православные богословы не согласны с каким-то учением Римского Папы, поверьте, что и у них есть право определять, что согласуется, а что несовместимо с Православием.

ПРАВИЛО  ОДИННАДЦАТОЕ. будьте просто трезвы. Не поддавайтесь эффекту толпы. Не спутайте психическое воодушевление, естественное при больших собраниях с музыкой и энергичной речью, с таинством вхождения Христа в святыню человеческого сердца. Если вы попали на собрание сектантов, то хотя бы не выходите в ответ на их финальный призыв к сцене для принятия их „крещения“ — последствия будут более серьёзными, чем это может показаться в зале, полном энтузиастов. Не торопитесь давать свой телефон и адрес неожиданным „друзьям“.

Эти правила декан Православного универститета дополняет простым признаком, по которому можно отличить проповедников многочисленных антиправославных протестантских сект: попросить перекреститься и поцеловать образок божией Матери. Сектант откажется. А для многих других сект (особенно экзотического восточного толка) чётким критерием можно считать вопрос — зачем Христос умер на кресте и почему назван Спасителем. Нехристианин скорее всего скажет, что Христос — один из учителей, спасающих от невежества и безнравственности. Для христианина же Христос — Спаситель от небытия, и это спасение — ценой Крестной жертвы.

Родным человека, попавшего в секту, нужно прежде всего не делать главных ошибок: надеяться, что это „пройдёт само“, терять время, а также — резко и грубо отрицать его новое увлечение. Вместо этого можно показать притягательность традиционных ценностей. Попытаться напомнить привлекательность прежних светских интересов, создавать новую радостную обстановку, пробуждать сознание к реальности, „заземлять“ восприятие — в том числе и семейными событиями, путешествиями, общей деятельностью. Создайте ситуацию, в которой этот человек должен кому-то срочно помогать и т.д.

Лишь после того, как появятся признаки сомнения (например, в чистоте целей или личности руководителя секты) можно очень аккуратно — лучше на примере другого — начать говорить о том, почему выбранный путь ведет к заблуждению. При этом вам придётся скрывать эмоции и вашу личную боль.

Обратитесь в общественные организации, объединяющие родственников тех, кто пострадал от сектантов, ищите помощи у священников. В Москве, например, центр реабилитации жертв нетрадиционных религий создал о. Олег (Стеняев) и группа прихожан храма Всех Скорбящих Радости на большой Ордынке. Занимается этой проблемой и отдел катехизации Московской Патриархии.

А достоверную информацию об исламе можно получить в Исторической Мечете, что находится на большой Татарской улице в Москве.

Ну и чтобы хватило сил вызволить человека из секты, с самого начала надо смириться с тем, что потребуется немало времени, настроиться на тяжелую и долгую борьбу — она не может быть другой, потому что это настоящая борьба за душу человека.

 


Читайте также:

SelectorNews
 

     быстрая навигация по порталу   <СПРАВОЧНИК ПО БЕЗОПАСНОСТИ>
способы выживания личная безопасность корпоративная безопасность безопасность средств связи
дорожная безопасность агентура и сбор информации компьютерная безопасность сексуальная безопасность
 


 



Реклама:

Реклама на портале WARNING.dp.ua

Исходя из безусловного права личности на собственную безопасность всем предоставляется право свободного копирования, распространения
и издания этих материалов, как в полном объеме, так и по частям в любых комбинациях!

KMindex Rambler's Top100