поиска на warning.dp.ua
  

 

Что делать, если ваш близкий попал в секту! 
Сектантство в России и Украине.

(А Дворкин)
Прежде всего сохраняйте спокойствие. Да, вашу семью постигло тяжкое испытание, но ничего непоправимого не произошло. Большая часть людей, попавших в секту, рано или поздно выходит из нее. Но то, как быстро ваш близкий уйдет из секты и в каком состоянии он будет, во многом зависит от вас и от других членов вашей семьи.

В любом случае будьте готовы к достаточно долгосрочным усилиям. Если вашему близкому не удалось помочь в течение первых нескольких недель после первоначального знакомства с сектой, для его возвращения к внесектантской жизни потребуются усилия всей семьи в течение как минимум нескольких месяцев, а то и лет. Но для этого каждый должен хорошо знать, как ему следует себя вести.

После первоначального "распознавания" не пытайтесь разубеждать вашего близкого - это только еще больше испортит ваши отношения. Наверняка вы уже поняли, что попытки объяснить вашему близкому абсурдность вероучения секты и нелепость, а то и вред его поведения приводит только к скандалам и обострению отношений. Нужно знать, что тоталитарные секты, как правило, заинтересованы в разрыве нового адепта с его несектантским окружением: тогда вся информация, получаемая им, будет исходить от секты и весь круг общения будет исчерпываться ею же. Такое положение дел создает идеальные условия для контролирования сознания адепта. Для того, чтобы спровоцировать разрыв, сектантские "учителя" заранее объявляют, что домашние их новой жертвы, скажем, "одержимы диаволом" или слишком привязаны к "этому злому миру" и поэтому сделают все возможное для того, чтобы принудить новообращенного "сойти с пути спасения", покинуть новообретенную "истинную семью", "отказаться от "освобождающего знания" и пр. Таким образом, ваша эмоциональная реакция будет только на руку секте и послужит для вашего близкого еще одним подтверждением истинности его новой веры.

Но, с другой стороны, также ни в коем случае нельзя притворяться, что вы изменили свое мнение и вам, наконец, понравилась перемена, происшедшая с вашим близким: это либо укрепит его в приверженности секте, либо он обнаружит вашу ложь и окончательно утратит остатки доверия к вам. Обговорите с ним следующее условие: вы не критикуете его "организацию" (термин "секта", естественно, будет раздражать вашего близкого, так что лучше стараться его избегать), он не занимается дома пропагандой и не пытается втянуть других членов семьи. Однако вы можете мягко обращать внимание вашего близкого на явные противоречия в его поведении и высказываниях, в то же время не вынуждая его эти противоречия объяснять: ваша задача - отвлекать его от секты.

Чтобы выстроить стратегию поведения, нужно понять, что ваш близкий находится в психологической зависимости от группы, причем его собственная личность подавлена и заменена набором сектантских поведенческих, эмоциональных и мыслительных штампов. Ваша задача - сохранить хотя бы минимальный контакт с его подавленной подлинной личностью. Относитесь к нему с терпением и сочувствием, понимая, что у человека временное расстройство личности, но ни в коем случае не давайте ему денег - это то же самое, что давать деньги наркоману на наркотики: любые деньги, данные вами, все равно будут немедленно переданы секте.

Попытайтесь настроить себя на конструктивное решение проблемы, будьте спокойными и открытыми к диалогу. Показывайте всем своим поведением, что вы признаете за вашим близким право на поиск, на свой выбор, даже ошибочный, и что ваш близкий дорог вам сам по себе, независимо от его убеждений. Рассчитывайте больше на интонацию тепла, привязанности, чем на рациональное содержание бесед с вашим близким. Старайтесь в общении с ним возвращать его в те моменты прошлой жизни, когда он был счастлив. Вспоминайте радостные эпизоды вашей прежней жизни, когда вы ощущали себя единой семьей, когда вы вместе куда-то ездили, те дела, которыми вы занимались вместе, те планы и мечты, которыми вы делились друг с другом. Конечно, вы не должны это делать искусственно. Действуйте скорее интуитивно, будучи движимы любовью и состраданием. И всякий раз в случае удачи вы будете видеть, как подлинная, узнаваемая личность вашего близкого проступает сквозь незнакомого вам чужого "зомбированного" робота, в которого он превратился.

Такая тактика преследует две цели. Во-первых, оставить вашему близкому эмоциональную "нить Ариадны", по которой он в случае кризиса внутригрупповых отношений и переоценки своего участия в секте смог бы выбраться из ее психологического лабиринта. Во-вторых, он не будет воспринимать вас ни как врага, ни как объект для вербовки, что пригодится, если вам удастся устроить так называемую интервенцию. Имеется в виду сессия интенсивного "консультирования по выходу" из секты. Чтобы провести такую интервенцию, нужен, по крайней мере, один специалист-психолог, сведущий в сектоведении, знакомый с проблематикой психологического насилия и реформирования мышления, а также семейного консультирования. Дело в том, что, как правило, в тоталитарные секты вовлекаются люди, имеющие эмоциональные проблемы (а они могут возникать у каждого в периоды психологических стрессов). Таким образом, часто помощь пострадавшим начинается с выявления и устранения источника этих проблем, то есть с работы психолога.

Понять суть психологического механизма тоталитарного сектантства можно, познакомившись с книгой Стивена Хассена "Освобождение от психологического насилия" (СПб., 2001). Кроме того, об этом стоит прочитать ряд публикаций "Журнала практического психолога" (Москва) конца 90-х годов. Сдвоенный номер 1-2 за 2000 г. журнала полностью посвящен этой теме. Начальные сведения можно получить на сайте психолога Евгения Волкова. Ссылку можно найти на сайте Центра св. Иринея Лионского (http://iriney.vinchi.ru). Освойте содержание этих публикаций, поскольку интервенция предполагает владение теорией консультирования о выходе, по крайней мере, одним из членов семьи пострадавшего. Лучше, если в процессе помощи человеку, попавшему в секту, участвует вся его семья. Но для того, чтобы правильно все организовать, опять-таки нужен психолог-специалист.

Изучайте словарь "вашей" секты и её учение, чтобы хорошо понимать, о чем будет говорить ваш близкий. Налаживайте контакты с людьми, у которых то же несчастье, а также с бывшими членами тоталитарных сект, ответственными чиновниками, журналистами, сотрудниками правоохранительных органов, юристами. Кроме того, вам следует собирать всю возможную информацию о секте, но втайне от вашего близкого, чтобы его не раздражать. Копируйте и записывайте все, что можно, собирайте архив и библиотеку. Может быть, неплохо было бы вести дневник или хотя бы недельник. Вся информация, альтернативная сектантской, разом задействуется во время интервенции. Не следует выдавать критическую информацию по порциям - эффекта все равно не будет.

В идеале процесс по выходу из тоталитарной секты через внешнее воздействие подразумевает участие большого числа людей, во-первых психолога и обученных им родственников и близких члена тоталитарной секты, а также сектоведа - "специалиста по фактам" (может быть и психологом в одном лице) и бывших членов секты. Их задача - пробудить у сектанта критическое мышление и заново поставить его в ситуацию выбора, на этот раз информированного, а значит, свободного. Кроме того, родственники и близкие пострадавшего совместно с психологом должны помочь ему избавиться от эмоциональной зависимости от секты, дать ему истинные любовь и участие взамен сектантского суррогата. Затем подключается православный катехизатор, желательно священник, предлагающий (но не навязывающий) истинную религиозную и мировоззренческую альтернативу.

Большинство людей, покинувших тоталитарные секты, нуждается в психологической реабилитации. Дело в том, что по выходе из тоталитарной секты людям приходится решать те же самые эмоциональные проблемы (только запущенные), которые сделали их добычей сектантских вербовщиков. Более того, многие из них выходят с так называемым культовым посттравматическим расстройством личности. Таким образом, помочь им может только профессиональный психолог, сведущий в данной области.

Духовная реабилитация жертв тоталитарного сектантства включает в себя работу священника-духовника и эмоциональную поддержку общины верующих. Постепенно человек учится личному общению с Богом (возможность которого вне секты обычно отрицается ее лидерами) и приобщается к неисчерпаемому благодатному источнику церковного Предания. Хорошо, если вышедший из секты человек общается с другими бывшими сектантами и помогает специалистам в их усилиях по сокращению численности сект .

Нельзя забывать и о социальной реабилитации бывших членов тоталитарных сект, которые часто оказываются вне круга общения, без жилья и без работы, причем с утраченными навыками самостоятельной жизни. По существу, необходимо помочь человеку заново начать жить в обществе. Здесь иногда не обойтись без юриста и социального работника.

К сожалению, работающей и действительно хорошей программы по реабилитации жертв тоталитарных сект ни в России, ни в одном из государств бывшего СССР пока не существует. И все же обратитесь в ближайший к вам центр, занимающийся проблемами тоталитарных сект. Там вам постараются помочь.


Сектантство в россии: проблема актуальна, ее решение сложно 
(Профессор ГНЦ социальной и судебной психиатрии им.В.П. Сербского Ф.Кондратьев)


Проникновение на российское культурно-религиозное поле чужеродных, а нередко авантюрно-мафиозных структур, действующих под камуфляжем религиозных образований, уже покалечило судьбы многих тысяч наших сограждан. Этим вызваны попытки на государственном уровне найти способы, препятствующие такому проникновению, и способы оказания помощи попавшим в беду.
Не останавливаясь здесь на причинах быстрого распространения неорелигиозных образований в нашей стране и конкретно наносимом ими вреде (это, по существу, другая тема) необходимо посоветоваться с общественностью относительно тех мер, которые мы предлагаем в качестве неотложных для решения неожиданно возникшей актуальной социальной проблемы, а именно проблемы реабилитации (т.е. восстановления психологических сил и способностей приспособиться к нормальной жизни) у сограждан, попавших под влияние тоталитарных религиозных сект и подвергшихся глубокой психологической обработке.
Проблема реабилитация лиц, попавших под влияние тоталитарных религиозных сект и подвергшихся глубокой психологической обработкой, является актуальной не только для Российской Федерации, но и ряда Западных стран, Японии и Южной Кореи, где она проявилась на несколько лет раньше. В этих странах существуют специальные реабилитационные центры, проводятся межрегиональные семинары по обмену опытом. В РФ такой систематизированной и организационной работы, несмотря на ее актуальность, не проводится.
Отдельные выступления психиатров (в том числе и наши) на международных конференциях, на страницах научных изданий и в широкой печати (в частности, в газете "Сегодня") относительно причин распространения и характера деятельности в России тоталитарных сект не может восполнить информационный дефицит. Личная инициатива отдельных врачей и психологов по существу остается личной и не имеет организационной структуры, методической основы работы и какой-либо материальной поддержки.
Для эффективной реадаптационной работы прежде всего необходима предварительная дифференцирование контингента лиц, оказавшихся под влиянием тоталитарных сект и других неорелигиозных образований. Анализ показал, что этот контингент должен быть подразделен на три группы, требующие разного подхода, разного правового обеспечения и разных средств воздействия.
Первую (наименьшую) группу составляют лица, сумевшие самостоятельно или с помощью родственников выйти из секты. Как правило, это люди с глубоко травмированной в результате пребывания в секте психикой (с психопатологией, по меньшей мере, невротического уровня), которые, с одной стороны, осознают пагубное влияние секты, но с другой - не могут полностью преодолеть ее влияние и приспособиться к жизни в прежней социальной среде. Последнее обстоятельство, особенно при активности сектантов вернуть "блудного сына" в свое лоно, содержит большой риск этого возвращения и требует безотлагательных психокоррекционных и реабилитационных мер.
Вторую группу (по некоторым данным исчисляемой сотнями тысяч человек) представляют лица, полностью находящиеся под влиянием сект, порвавшие прежние социальные связи, изменившие место жительства и крайне отрицательно относящиеся к попыткам вернуть их к прежнему образу жизни. При этом такие попытки со стороны родственников или общественности крайне агрессивно встречаются активистами сект.
Третья группа - группа риска быть завербованным в тоталитарные секты (именно из нее вербовались оказавшиеся во второй группе). Эту группу охватывают лица декомпенсированные изменением стереотипа социальной жизни, не нашедшие в ней своего удовлетворяющего места, одинокие и надломленные индивидуальными психотравмирующими обстоятельствами, некоторые типы психопатических личностей, а также перенесшие социально-стрессовые травмы (в первую очередь бывшие участники афганской войны и других локальных боевых действий, беженцы). Значительную часть составляет молодежь, внутренне протестующая против меркантилизации современного общества и при этом не имеющая сформировавшихся ценностно-смысловых ориентиров своей жизни.
Первая из отмеченных групп нуждается в оказании психотерапевтической (нередко и медикаментозной), а также реадаптационной помощи. Для этого должна быть широко распространена информация о том, что такая помощь возможна. Должны быть известны адреса, куда можно и следует обращаться за помощью, должна быть обеспечена возможность получить совет, консультацию, разрядить в срочных случаях психологический стресс, что возможно осуществлять с помощью системы типа "телефона доверия" . Но главное, для этого должны быть созданы соответствующие (вне стен психиатрических учреждений) Центры психолого-психиатрической помощи с деликатно подобранным названием, желательно с религиозным оттенком. В этих центрах должен быть специально подготовленный персонал, ознакомленный как с позитивным, так и с негативным (во избежание многих уже имевшихся ошибок) опытом аналогичных зарубежных учреждений. Ряд специфических причин быстрого распространения тоталитарных сект в России, психологических особенностей постсоветского человека, своеобразия общественного менталитета и конкретных условий внутрироссийской жизни требуют специальной аналитической работы для выработки более адекватных возможностей оказания как оперативной, так и пролонгированной помощи. Необходимы разработки и издания соответствующих руководств для такой работы в таких центрах, а также брошюры-памятки для родственников бывших сектантов. Желательно проводить реадаптационную работу в контакте с официально зарегистрированными конфессиями, но не под их эгидой, учитывая отрицательное отношение к ним, сформировавшемся за время пребывания в секте. Целесообразна организация сообщества бывших сектантов для взаимной поддержки, снятия психотравмирующего чувства одиночества и никому ненужности, поскольку (как представляется по аналогии с групповой работой с бывшими алкоголиками и наркоманами) это повысит эффективность реадаптации.
Вторая из выделенных групп более сложна для оказания необходимой помощи. Здесь могут быть юридические коллизии между правом отдельного человека на свободу совести (утвержденным "Всеобщей деклараций прав человека" и исходящими от нее нормативами) и аргументами запрета деятельности секты, если таковые имеются.
Как показывает знакомство с некоторыми официально зарегистрированными сектами, они по своей сущности эзотеричны - истинная суть секты, цели и характер ее деятельности, скрываются полностью или камуфлируются под "религиозное" таинство от "простых смертных" или только что вовлеченных в секту.
Так, все новые "конфессиональные" образования первоначально декларируют общечеловеческие позитивные ценности, в чем и состоит их главная привлекательность. Уже одни названия тоталитарных сект носят завлекающий характер, например: "Международный фонд помощи и дружбы", "Христиане мира за единство и социальные действия", "Международный фонд образования", "Фонд Новой Святой Руси" и т.п. Уставы новых "конфессий" также выглядят благопристойно. Например, "Богородичный Центр" основными своими задачами определил "возрождение лучших традиций благочестия, основанных на Священном писании и свидетельствах о явлениях Божьей Матери в 20 веке, благотворительная и просветительская, в том числе издательская деятельность". Пока выясняется истинная сущность сект люди в них идут именно в надежде получить предлагаемую им перспективу обрести смысл жизни, познать истину, уйти от одиночества, получить другие необходимые им духовные ценности. Эта перспектива обеспечивает податливость психологической обработки со стороны сектантов и уходу под их полное влияние.
Вместе с тем, имеющиеся данные показывают, что декларируемые цели и практическая деятельность сект имеют явные расхождения, что, кстати, является причиной нередких изменений в названиях сект, когда начинает проглядывать их подлинная сущность.
В связи с этим необходима поэтапная и индивидуальная работа по изучению конкретной деятельности каждой отдельной секты путем непосредственного инспектирования. Данная работа не может быть осуществлена без соответствующего правового (законодательного) обеспечения.
Возможность инициирования и проведения такой инспекционной работы должна быть закреплена в "Законе о свободе вероисповеданий". Выявление подлинной сущности и деятельности сект должно осуществляться специальными юридически правомочными комплексными комиссиями во главе с представителем соответствующего государственного ведомства и с участием юристов, социологов, педагогов, психологов, психиатров, врачей других профилей. В случаях выявления фактов противоправной деятельности у конкретно проверенной тоталитарной секты, она должна быть снята с регистрации.
В реальной деятельности тоталитарных сект могут быть найдены факты нанесения вреда здоровью людей (поэтому в качестве экспертов могут привлекаться врачи психиатры и врачи других специальностей), факты вовлечения в секты детей и подростков несовершеннолетнего возраста, действия, направленные на нарушение общественной безопасности, порядка и морали, нарушений основных прав и свободы других лиц, а также навязывающие нетерпимость к иным религиозным учениям и т.д.
Основанием отнесения перечисленного к противоправным действиям могут быть положения "Всеобщей декларации прав человека", "Международного пакта о гражданских и политических правах", "Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений" "Закона о свободе вероисповеданий", "Декларации прав ребенка", "Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод", УК РСФСР (ст. 143'), Конституции РФ, а также ряда пунктов других документов о правах человека.
Среди перечисленных пунктов члены инспекционной комиссии могут выявлять нарушения, соответствующие их профессиональной квалификации. Так, психиатры в ряде случаев у завербованных в секты могут установить как факты нанесения вреда здоровью развитие невротических состояний, психогенных декомпенсаций и таких новых психических качеств, которые в Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) квалифицированы как "Зависимое расстройство личности".
Обосновать последнее положение можно по аналогии с формированием наркомании. Если исходно вербуемый не знал, не предполагал, что он станет "зависимой личностью", а вербующие это знали и этого добивались, то, видимо, можно говорить о заведомом причинении вреда здоровью в виде формирования "зависимого расстройства личности". Схожесть механизма образования такой зависимости с наркотической в том, что в последних случаях до появления наркотической зависимости приобщение к наркотику также исходит из "доброжелательных" целей, и лишь затем представитель наркобизнеса меркантильно эксплуатирует эту развившуюся зависимость.
Создание упомянутых инспекционных комиссий, конкретизация прав и порядка их работы должно найти отражение в федеральном Законе "О свободе вероисповеданий". В этом же Законе должны быть предусмотрены активные меры по пресечению официально незарегистрированных новых "конфессиональных" образований, если в их деятельности имеются перечисленные противоправные действия. Важно при этом отметить возможность и необходимость дифференцирования действительно религиозных по своей сути движений (что должно анализироваться в рамках Закона о свободе вероисповеданий) и тех образований, которые преследуют свои экономические и другие нерелигиозные цели, маскируясь под новую конфессию. В связи с этим должны быть разработаны и утверждены соответствующие критерии, отвечающие международным стандартам.
Таким образом, должны быть четко отработаны показания, по которым возможно юридическое ограничение или даже запрещение тоталитарных сект, а также "технология" этого запрета, которая должна заканчиваться в спорных случаях через решение суда, как это имело место в отношении "Аум Синрике".
В случаях юридического запрета той или иной секты встает не менее сложный вопрос о судьбе их членов. Должен проводиться учет бывших членов с тем, чтобы после закрытия секты они не оказались вне активной помощи, не ушли в подполье, не стали искать новых путей возвращения в сектантство. На этом этапе такая работа перекликается с подходами к лицам из первой выделенной группы, однако она должна быть более углубленной и настойчивой с целью формирования критического отношения к своему уходу в секту и преодоления отрицательной позиции к ее закрытию.
Выделенная группа риска нуждается в самых широких профилактических мероприятиях, начиная с социально-политических и кончая духовно-педагогических. Эти мероприятия должны проводиться на макро- и микросоциальном уровне.
Без формирования национальной идеи, объединяющей российское сообщество, без заполнения духовной опустошенности позитивным содержанием, без обеспечения человека смыслом своего человеческого существования, без преодоления чувства одиночества и никому ненужности будут оставаться питательные корни старых и новых квазирелигиозных образований. Ликвидация этих корней - дело государственной политики, которая может использовать традиционные национальные, культурные, религиозные духовные ценности и приостановить активное проникновение всего чуждого этой традиционности. Такой работе должны активно содействовать все, кто формирует общественный менталитет и, в первую очередь, средства массовой информации. Медики, в частности, психиатры, могут дать фактический материал, показывающий пагубные последствия психологической обработки в тоталитарных сектах.
Наряду с общеидеологическими мероприятиями должно быть уделено особое внимание организации межличностных отношений конкретных групп сограждан. Необходимо активно культивировать разнообразные формы микросоциальных сообщества - "групп общения". Без непосредственного общения на основе любых просоциальных интересов и форм деятельности, включая и общины официальных конфессий, межличностная разобщенность, невозможность быть выслушанным и найти взаимопонимание образует тот духовный вакуум, который с готовностью заполнят любые квазирелигиозные образования.
Изложенное свидетельствует, что рассматриваемая проблема носит комплексный характер и требует скоординированных действий разных специалистов (включая психиатров и психологов). На уровне государственных властных структур требуется координация деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов, а также органов исполнительной власти с привлечением таких федеральных ведомств как Минюст, Миннац, МВД, МИД, Минздравмедпром, Минобразования и др. Более конкретные формы взаимодействия специалистов и государственных властных структур в рамках каждого из трех выделенных выше направлений могут быть выработаны только после того, как будут получены и обобщены предложения соответствующих государственных органов.


Читайте также:

SelectorNews
 

     быстрая навигация по порталу   <СПРАВОЧНИК ПО БЕЗОПАСНОСТИ>
способы выживания личная безопасность корпоративная безопасность безопасность средств связи
дорожная безопасность агентура и сбор информации компьютерная безопасность сексуальная безопасность
 


 



Реклама:

Реклама на портале WARNING.dp.ua

Исходя из безусловного права личности на собственную безопасность всем предоставляется право свободного копирования, распространения
и издания этих материалов, как в полном объеме, так и по частям в любых комбинациях!

KMindex Rambler's Top100