поиска на warning.dp.ua
  

 

Увольнение (освобождение) за одноразовое грубое нарушение трудовых обязанностей

 

Материал предоставлен редакцией журнала «Кадровик Украины»
Подписной индекс – 95405 (укр. росс.)
E-mail: kadrovyk@profpressa.com
Тел.: (044) 568-50-60

http://www.profpressa.com/KU.html
Освобождение работников за пунктом 1 статьи 41 КЗоТ вызывает много вопросов, особенно если идет речь о одноразовом грубом нарушении трудовых обязанностей руководителем предприятия. Рассмотрим правовые основания и порядок освобождения 

Согласно пунктом 1 ст. 41 КЗоТ трудовой договор может быть разорван в случае одноразового грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем предприятия, учреждения, организации (дальше – предприятие) всех форм собственности (филиала, представительства, отделения, другого отделенного подраздела), его заместителями, главным бухгалтером предприятия, его заместителями, а также служебными лицами таможенных органов, государственных налоговых инспекций, которым присвоены персональные звания, и служебными лицами государственной контрольно-ревизионной службы и органов государственного контроля за ценами.

Такая повышенная ответственность отмеченных работников предусмотрена законодателем неслучайный и обусловленная, в первую очередь, тем, что они имеют особенный правовой статус. Ведь руководители предприятий или представители органов власти наделены властными полномочиями и выполняют административно организационные функции. Одним грубым нарушением своих обязанностей руководителем или главным бухгалтером может быть нанесено вреда производству и вызваны большие финансовые убытки юридическому лицу. Одно грубое нарушение своих обязанностей представителем государственной власти вредит авторитету государства и подрывает доверие к представителям государственной власти в целом.

Работники, которые могут быть освобождены за пунктом 1 статьи 41 КЗоТ

Перечень работников, приведенный в п. 1 ст. 41 КЗоТ, исчерпывает и расширенному толкованию не подлежит. На это обращает внимание Пленум Верховного Суда Украины в постановлению «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 06.11.92 г. № 9 (дальше – Постановление № 9).

Поэтому для определения правомерности освобождения на основании п. 1 ст. 41 КЗоТ в первую очередь необходимо выяснить, принадлежит ли работник, который подлежит освобождению, к категории работников, перечисленных в этой статье.

1. Руководители, их заместители. Руководителем является лицо, которое выполняет функции и имеет полномочия руководителя (директор, генеральный директор, ректор, председатель представительства, председатель правления но др.). Если идет речь о коллегиальном исполнительном органе, руководителем является председатель правления/дирекции, генеральный директор. Если на предприятии единоличный исполнительный орган, функции руководителя выполняет, как правило, директор.

Заместителями руководителей считаются не только лица, в названии должностей которых есть слово «заместитель», но и другие работники, каким соответствующим приказом/протоколом предоставлен статус заместителей руководителей (в т.о. временно и/или по совместительству).

2. Главные бухгалтера, их заместители. К этой категории принадлежат также бухгалтера в том случае, если для обеспечения ведения бухгалтерского учета в штате предприятия предусмотрена лишь одна должность бухгалтера без создания бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером.

3. Служебные лица таможенных органов, государственных налоговых инспекций, которым присвоены персональные звания. Действие пункту 1 ст. 41 КЗоТ распространяется лишь на тех работников таможенной и налоговой служб, которым присвоено персональное или специальное звание в соответствии с ст. 410 Таможенного кодекса Украины но ст. 15 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

4. Служебные лица государственной контрольно-ревизионной службы и органов государственного контроля за ценами. Действие пункту 1 ст. 41 КЗоТ распространяется на все должностные лица государственной контрольно-ревизионной службы и органов государственного контроля за ценами. Должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или другими нормативными актами положено осуществление организационно предписывающих и консультативно совещательных функций (часть вторая ст. 2 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII).

Определение одноразового грубого нарушения трудовых обязанностей

Пунктом 1 статьи 41 КЗоТ предусмотрено освобождение по инициативе работодателя руководителей определенных категорий за одноразовое грубое нарушение трудовых обязанностей. Рассмотрим каждую из признаков нарушения.

1. Нарушение является грубым. В случае освобождения за одноразовое грубое нарушение трудовых обязанностей определения степени тяжести (грубости) проступка в каждом конкретном случае принадлежат к компетенции лиц, что наделенные правом назначения и освобождения руководящих работников.

Постановление № 9 не содержит прямых разъяснений, какие именно нарушения следует считать грубыми, оставляя право их оценки за судами, которые рассматривают трудовые споры. В соответствии с п. 27 Постановления № 9, решая вопрос, является ли нарушение трудовых обязанностей грубым, суд учитывает характер проступка, обстоятельства, за которых он совершенен, вред, который им нанесено (или могло быть нанесено).

Под действие пункту 1 ст. 41 КЗоТ подпадают, как правило, такие нарушения, в которых признаком грубости считаются и характер действий или бездеятельности работника, и существенность последствий нарушения (например, проступок, который причинил или мог причинить значительного материального или морального вреда, в частности невыполнение требований трудового законодательства), и особенности причин, которые обусловили нарушение и его следствие, и форма вины.

Впрочем, нарушение трудовых обязанностей с прямым умыслом может быть основанием для освобождения и в случае отсутствия существенных последствий, а значительные негативные последствия могут быть основанием для квалификации нарушения как грубого даже через неосторожную вину.

2. Нарушение касается трудовых обязанностей работника. Трудовые обязанности определяются в должностной инструкции, положении, уставе, трудовом договоре (контракте) и тому подобное. Специальные нормативно правовые акты (например Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 20.03.91 г. № 872-XII, Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII но др.) также содержат ряд обязанностей, которые полагаются на работников.

По делам о возобновлении на роботе лиц, освобожденных на основании п. 1 ст. 41 КЗоТ, суды выясняют, мало ли место нарушение работником своих трудовых обязанностей. Для этого проверяют круг этих обязанностей и определяют, какие именно обязанности нарушены работником, в чем конкретно оказалось нарушение, которое стало поводом к освобождению, могло ли оно быть основанием для расторжения трудового договора на основаниях, определенных законом (постановление Судебной палаты в гражданских делах Верховного Суда Украины от 15.10.2008 г.).

3. Нарушение является одноразовым. Например, как считает Судебная палата в гражданских делах Верховного Суда Украины (постановление от 18.11.2004 г.), исходя из содержания п. 1 ст. 41 КЗоТ основанием для освобождения руководителя за этой нормой является совершение им одноразового грубого нарушения трудовых обязанностей, а не длительное, в частности, неподобающее руководство работой учреждения, ослабления контроля за работой подчиненных и тому подобное.

Порядок освобождения за одноразовое грубое нарушение трудовых обязанностей

Освобождение за пунктом 1 ст. 41 КЗоТ является дисциплинарным взысканием и должен проводиться с сдержкой правил, установленных для применения дисциплинарных взысканий согласно действующему законодательству.

1. В соответствии с статье 148 КЗоТ дисциплинарное взыскание применяется работодателем непосредственно за выявлением проступка, но не позже одного месяца с дня его выявления, не учитывая время освобождения работника от работы в связи с временной неработоспособностью или пребывания его в отпуске. При этом дисциплинарное взыскание не может быть наложено позже шести месяцев из дня совершения проступка.

Днем выявления проступка считается день, когда о нем стало известно соответствующему должностному лицу работодателя, а не лишь той, которая наделена правом освобождения работника. Да, Судебная палата в гражданских делах Верховного Суда Украины в постановлению от 22.08.2002 г. отмечает: «Нет значения, какому должностному лицу (непосредственно руководителю предприятия, который имеет право на освобождение из работы, или другому ответственному работнику, должность которого входит в специальный перечень) стало известно о осуществлении соответствующим работником проступка».

Как правило, сам факт нарушения (выявление проступка) фиксируется в соответствующем акте, который составляет или владелец, или контрольные органы (ревизионная комиссия хозяйственного общества, служба внутреннего аудита, независимые аудиторы, работники прокуратуры но др.). Рекомендуется ознакомить работника с актом под подпись.

2. Перед тем как применить дисциплинарное взыскание, работодатель (в лице руководителя предприятия или владельца (его представителей), если идет речь о совершении грубого нарушения руководителем) должен выяснить причины и обстоятельства совершения проступка. Для этого он имеет затребовать от работника письменных объяснений.

Соблюдение такого требования является важным условием дисциплинарной ответственности, поскольку в случае обжалования работником освобождения отсутствие объяснений и возможности их предоставить (например, в связи с временной неработоспособностью) может расцениваться судом как несдержание процедуры освобождения. Это подтверждается рядом судебных постановлений (в частности постановлением Высшего административного суда Украины от 24.10.2007 г., постановлением Окружного административного суда м. Киева от 08.09.2008 г. № 3/581 но др.).

Однако отказ работника предоставить такие объяснения не является препятствием для применения к нему дисциплинарного взыскания. Рекомендуется должным образом задокументировать отказ работника предоставить объяснение и засвидетельствовать документ подписями свидетелей.

3. После выяснения причин и обстоятельств совершения дисциплинарного проступка и принятие соответствующего решения о освобождении (внутреннего или официального, оформленного в виде решения владельца, – для руководителей и некоторых других руководящих должностей) выдается соответствующий приказ (распоряжение) о освобождении за п. 1 ст. 41 КЗоТ, с которым работника знакомят под подпись.

Если происходит освобождение руководителя, который наделен правом выдавать соответствующие приказы, считаем, что единственным возможным решением является издание соответствующего приказа владельцем. На практике приказ может быть оформлен таким образом: если идет речь о ООО, приказ по доверенности от общих собраний участников может подписать уполномоченное лицо. В АО в зависимости от того, какой орган уполномоченный избирать руководителя (общие собрания акционеров или наблюдательный совет согласно новому Законом «О акционерных обществах» от 17.09.2008 г. № 514-VI, дальше – Закон о АО), приказ по поручению общих собраний акционеров может подписать уполномоченное лицо или глава наблюдательного совета. Рекомендуем в любом случае определить эти полномочия в уставе предприятия. 

Соблюдение установленной частью четвертой ст. 149 КЗоТ требования о ознакомлении работника с приказом под подпись являются важным условием дисциплинарной ответственности, поскольку в случае обжалования работником освобождения отсутствие письменного ознакомления может расцениваться как отсутствие наложения взыскания вообще и как доказательство нарушения порядка освобождения (см. постановление Окружного административного суда м. Киева от 16.10. 2007 г. № 2/30).

В то же время отказ работника поставить свою подпись в приказе о применении дисциплинарного взыскания (освобождение за п. 1 ст. 41 КЗоТ) не является препятствием для его приложения. Рекомендуется должным образом задокументировать отказ и засвидетельствовать документ подписями свидетелей.

4. В соответствии с части третьей ст. 40 КЗоТ не допускается освобождение работника по инициативе работодателя в период его временной неработоспособности (кроме освобождения за п. 5 этой статьи), а также в период пребывания работника в отпуске (см., например постановление Высшего административного суда Украины от 24.10.2007 г., постановление Окружного административного суда м. Киева от 08.09.2008 г. № 3/581 но др.).

В частности, в аналитической справке Высшего административного суда Украины «О изучении и обобщении практики рассмотрения административными судами споров по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождение, освобождение из публичной службы» от 01.02.2009 г. подчеркивается, что работодатель должен придерживаться гарантий, определенных частью третьей ст. 40 КЗоТ, какой установлена недопустимость освобождения работника по инициативе работодателя в период его временной неработоспособности. Но это нарушение может быть устранено путем изменения дать освобождение, то есть по окончании периода неработоспособности при наличии оснований для освобождения.

5. Работодатель обязан в день освобождения выдать работнику копию приказа о освобождении из работы, должным образом оформленную трудовую книжку и провести с ним расчет. Трудовая книжка выдается работнику под подпись в журнале учета. В нее вносится запись: «Освобожденный за одноразовое грубое нарушение трудовых обязанностей п. 1 ст. 41 КЗоТ Украины».

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в порядке рассмотрению трудовых споров, установленному гл. XV КЗоТ но Постановлением № 9. В любом случае в соответствии с части второй п. 3 Постановления № 9 споры относительно освобождения за п. 1 ст. 41 КЗоТ должны рассматриваться непосредственно в судебном порядке.

Следует отметил также, что для освобождения за п. 1 ст. 41 КЗоТ согласие профсоюзного органа не нужно (ст. 43 1 КЗоТ).

Особенности освобождения за пунктом 1 статьи 41 КЗоТ руководителей предприятий, их заместителей

С инициативой освобождения за п. 1 ст. 41 КЗоТ выступает орган, которому предоставлено право принятия на работу (избрание, назначение на должность) работника. На практике решение вопроса и общие процедурные моменты зависят от организационно-правовой формы предприятия, его подчиненности, должности работника и других факторов. Порядок инициирования освобождения за п. 1 ст. 41 КЗоТ некоторых категорий работников может быть урегулирован специальными нормативно правовыми актами, например Порядком рассмотрения вопросов, связанных с назначением на должность и освобождением от должности руководителей органов исполнительной власти, правительственных органов, торгово-экономических миссий в составе заграничных дипломатических учреждений Украины, государственных предприятий и их объединений, утвержденным постановлением КМУ от 26.06.2007 г. № 880.

Инициатором освобождения за п. 1 ст. 41 КЗоТ главных бухгалтеров, их заместителей выступает, как правило, руководитель предприятия (выдается соответствующий приказ). Для освобождения руководителей нужная инициатива владельцев/основателей (в частных предприятиях), общих собраний участников/акционеров (в хозяйственных обществах) или других органов в соответствии с учредительными документами и организационно-правовой формой предприятия. То есть, кроме приказа, необходимое принятие и оформление соответствующего решения. Освобождение заместителей руководителей, руководителей филиалов, представительств и других отделенных подразделов предприятия осуществляется по аналогии с порядком освобождения руководителей, если согласно учредительным документам вышеупомянутые органы принимали решения о назначении этих лиц.

Стоит подчеркнуть, что в корпоративном законодательстве (Законе о АО, Гражданском кодексе Украины (ЦК), Законе Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII), в отличие от трудового, нет срока «освобождение», зато употребляется термин «отозвание» членов исполнительного органа.

Согласно пунктом 1 ст. 61 Закона о АО полномочия председателя коллегиального исполнительного органа (лица, которое осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа), а также члена исполнительного органа прекращаются по решению наблюдательного совета, если уставом акционерного общества этот вопрос не отнесен к компетенции общих собраний. Таким образом, новый Закон о АО упростил процедуру отозвания руководителя в сравнении с прежним законодательством, согласно которому образование и отозвание исполнительного органа принадлежало к компетенции общих собраний акционеров. Ввиду того, что в многих обществах значительное количество акционеров, а общие собрания можно было сзывать не раньше чем через 45 дней после соответствующего сообщения, сделать это как можно быстрее было достаточно сложно.

Следует отметить, что за п. 1 ст. 41 КЗоТ нельзя освобождать членов коллегиального исполнительного органа (если только они не занимают должность заместителей руководителя).

Несколько более сложным может быть освобождение руководителей и их заместителей (если они также назначаются общими собраниями) в обществах с ограниченной ответственностью, поскольку в этих обществах согласно действующему законодательству решения о освобождении должен быть принят на общих собраниях участников. При этом сообщение о проведении общих собраний общества происходит в предусмотренный уставом способ с указанием времени и места проведения и повестки дня не менее чем за 30 дней до созыва. К сожалению, украинское законодательство пока еще не содержит эффективные средства защиты прав участников при необходимости срочного освобождения работника общими собраниями.

Вспомогательным механизмом в этой ситуации может быть применение процедуры устранение руководителя от выполнения обязанностей. Устранение руководителя является инструментом оперативного изменения руководителя, направленным на защиту прав владельцев/участников. Согласно п. 3 в. 99 ЦК члены исполнительного органа предпринимательских обществ могут быть в любое время отстраненные от выполнения своих обязанностей, если в учредительных документах не определенные основания устранения членов исполнительного органа от выполнения обязанностей. От освобождения (отозвание) устранение отличается тем, что это временная приостановка полномочий. Устранения могут проводить как общие собрания участников, в которых на время устранения нет предусмотренных КЗоТ оснований для освобождения, так и другой орган общества, если о этом отмечено в учредительном документе.

Следует отметить, что в законодательстве нет императивной нормы относительно исключительной компетенции собраний на устранение руководителя. Как и нет нормы относительно необходимости сохранения заработной платы за ним на время устранения. Для избежания судебных споров все же рекомендуем хранить за руководителем заработную плату на время устранения, а именно устранение оформлять соответствующим решением/протоколом и приказом о временном выполнении обязанностей руководителя другим лицом. Такой приказ выдается по решению владельца (владельцев) и подписывается уполномоченным лицом в зависимости от организационно-правовой формы предприятия и положений устава согласно вышеприведенным рекомендациям относительно издания приказа в случае освобождения руководителя.

В случае устранения руководителя от выполнения обязанностей уместно произвести инвентаризацию имущества, аудит деятельности предприятия. С помощью этих мероприятий, как правило, и обнаруживают нарушения, которые служат достаточными основаниями для освобождения за п. 1 ст. 41 КЗоТ. В время устранения члены исполнительного органа не могут исполнять свои обязанности, а у участников общества есть необходимое время для созыва собраний согласно требованиям законодательства.

Передаваемость дел в время освобождения работников за пунктом 1 статьи 41 КЗоТ

Одновременно с принятием решения о освобождении (отозвание) руководителей или их заместителей общим собраниям или наблюдательному совету целесообразно принять решение о порядке принятия-передачи дел и проведение инвентаризации или аудита (если это не было сделано еще до принятия решения о освобождении, например, в время устранения руководителя от выполнения обязанностей). Это необходимо для выяснения реального состояния дел и разграничения возможной ответственности, причем не только в случае освобождения руководителей и их заместителей, но и в время освобождения бухгалтеров и их заместителей, служебных лиц.

Для проведения инвентаризации на предприятии создается комиссия согласно приказу и соответствующему решению. В случае освобождения руководителя и его отказа выдать соответствующий приказ, приказ может быть выдан владельцем самостоятельно и подписанный уполномоченным лицом согласно рекомендациям, вышеприведенным. Состав комиссии зависит от инициаторов освобождения и должности работника, который совершил одноразовое грубое нарушение и подлежит освобождению за п. 1 ст. 41 КЗоТ. Инвентаризация может проводиться и ревизионной комиссией. В приказе отмечаются ответственные лица (как правило, в состав комиссии включают заместителя директора, главного бухгалтера, юриста но др.). Результаты инвентаризации оформляются актом.

В случае проведения независимого аудита следует руководствоваться нормами Закону Украины «О аудиторской деятельности» от 22.04.93 г. № 3125-XII. Аудит проводится независимыми аудиторами, аудиторскими фирмами. За результатами аудиторской проверки складывается аудиторский вывод.

Внутренний аудит можно провести собственными силами, к тому же на многих предприятиях функционирует внутренняя служба аудита.

Иногда порядок передачи дел в случае освобождения руководителя определяется специальными нормативно правовыми актами (например, передаваемость дел в банках регламентируется Порядком передачи дел при изменении руководства банка, утвержденным приказом НБУ от 16.06.92 г. № 27).

Сообщение государственных органов и банковских учреждений о изменении руководителя

Регистратору также подается нотариально засвидетельствованная копия решения о изменении руководителя. На практике государственные органы часто требуют предоставления этой информации или прежним руководителем, или лицом, уполномоченным прежним руководителем (поскольку в Единственном государственном реестре еще нет данных о новом руководителе). Но если руководитель уже фактически освобожден, логическим является отстаивание позиции относительно представления информации вновь назначенным лицом (или лицом, уполномоченным на эти действия согласно доверенности, подписанной уже вновь назначенным руководителем).

Государственный регистратор, в свою очередь, самостоятельно информирует органы государственной статистики (ст. 6, 17, 19 Закону о Госрегистрации). В органах государственной статистики необходимо получить новую справку из Единственного государственного реестра предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ).

Кроме этого, о изменении руководителя предприятия обязательно должны быть поставлены в известность:

органы государственной налоговой службы (п. 7.9 Порядка учета налогоплательщиков, собраний (обязательных платежей) от 19.02.98 г. № 80);

органы государственной таможенной службы

Также желательно одновременно с принятием решения о освобождении руководителя направить к банковских учреждений, в которых предприятием открыто счета, письма о том, что на предприятии состоялось или происходит изменение руководителя и предприятие настаивает на неприемлемости выполнения указаний прежнего руководителя относительно операций с счетами.

Если общество имеет специфический статус, оно в определенные законодательством сроки информирует о изменении руководителя свой контролирующий орган, например, банки информируют Национальный банк Украины.

Акционерные общества подают особенную информацию (сведения о изменении состава должностных лиц эмитента) в соответствии с Положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, утвержденного решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 19.12.2006 г. № 1591. Раскрытие особенной информации должно осуществляться путем предания огласке в ленте новостей, опубликования в официальном печатном издании и представления к Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Раскрытие особенной информации осуществляется в такие сроки:

– в ленте новостей – в течение двух рабочих дней из даты принятия решения о изменении состава должностных лиц, но не позже 10.00 третьего рабочего дня после дня принятия решения;

– в официальном печатном издании – в течение 5 рабочих дней из даты принятия решения о изменении состава должностных лиц;

– представление к Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку – в течение 10 рабочих дней из даты принятия решения о изменении состава должностных лиц.

Следовательно, заключительные действия предприятия относительно освобождения руководителя после принятия соответствующего решения должны быть такими:

– раскрытие особенной информации (для акционерных обществ);

– сообщение государственного регистратора;

– изменение справки статистики;

– изменение справки о взятии на учет налогоплательщика за формой № 4-ОПП;

– изменение учетной карточки субъекта ЗЕД на таможне.

Только при условии соблюдения всех требований законодательства в время освобождения работников за п. 1 ст. 41 КЗоТ и скоординированной и спланированной работы всех привлеченных лиц можно избежать рисков представления освобожденным работником исков в суд в будущем.  

Олеся Павлинська 

Старший юрист адвокатской компании «Arzinger»

«Кадровик Украины», октябрь 2009 г., № 10 (34), с. 46 (www.profpressa.com/KU.html)

Дата подготовки 01.10.2009
Журнал «Кадровик Украины»


Читайте также:

SelectorNews
 

     быстрая навигация по порталу   <СПРАВОЧНИК ПО БЕЗОПАСНОСТИ>
способы выживания личная безопасность корпоративная безопасность безопасность средств связи
дорожная безопасность агентура и сбор информации компьютерная безопасность сексуальная безопасность
 


 



Реклама:

Реклама на портале WARNING.dp.ua

Исходя из безусловного права личности на собственную безопасность всем предоставляется право свободного копирования, распространения
и издания этих материалов, как в полном объеме, так и по частям в любых комбинациях!

KMindex Rambler's Top100